Бытовые электродвигатели являются одной из основных частей современного профессионального и бытового инструмента, домашних машинах и приборах.
В зависимости от назначения приборов и инструментов, различают разнообразные конструкции бытовых электродвигателей.
В холодильниках, стиральных машинах, проигрывателях, вентиляторах, устанавливаются асинхронные электродвигатели (рис. 1, а).
В электродрелях, пылесосах, электропилах кофемолках, и других машинах, где требуется большая частота вращения, используются несколько более сложные - коллекторные двигатели (рис. 1, б)
Рис. 1. Электродвигатели, применяемые в бытовых машинах: а — асинхронные; б — коллекторные; 1 — статор; 2 — обмотки статора; 3 — подшипник; 4 — вал якоря; 5 — обмотка якоря; 6 — коллектор; 7 — щеткодержатель; 8 — щетка
Одним из основных критерием выбора современного бытового прибора или электроинструмента, в зависимости от объема планируемых работ и интенсивности нагрузок, является мощность электродвигателя, которая указывается в техпаспорте изделия и выбирается при его покупке.
По большей части в современном электроинструменте находит применение коллекторный двигатель с последовательным включением обмоток. Но даже такой универсальный механизм нуждается в регулярном уходе и соблюдении правил эксплуатации.
Ниже приведены основные неисправности бытовых электродвигателей,которые позволяют провести анализ, а также наметить пути решения возникших проблем.
- Чрезмерный шум и вибрация небольших бытовых электродвигателей бытовых машин может возникать по разным причинам. Чаще всего это происходит из-за износа подшипников или недостаточной их смазки.
- Если ось якоря шатается в подшипниках, это значит, что между ними слишком велик зазор, подшипники следует заменить, иначе якорь может задеть обмотку статора.
- Грохочущий шум в момент пуска электродвигателя - верный признак износа подшипников, которые необходимо заменить. При смазывании подшипников двигателей нужно применять смазочные материалы, рекомендуемые заводом – изготовителем бытовой машины. Если таковых нет, приходится смазывать близким заменителем, обычно это графитная смазка ГОСТ 6261-74 или «Шрус», руководствуясь соображениями вязкости смазки. Следует избегать чрезмерной смазки. Масло может попасть на коллекторные щетки и, цементируясь, замкнуть обмотки якоря. Поскольку смазочный материал при нагревании расширяется, не набивайте его в подшипники более чем на половину обоймы
- Самое уязвимое место в коллекторных двигателях - коллекторные щетки, которые быстро изнашиваются. Чрезмерное желтоватое искрение с одновременной потерей мощности двигателем говорит о плохом контакте щеток. Необходимо периодически осматривать щетки коллекторного двигателя. Вытаскивая их из гнезда, пометьте, какой стороной устанавливать на место. Удаляйте грязь со щеткодержателей бензином или ацетоном. Щетки должны свободно перемещаться в держателях. При износе более чем на половину начальной высоты, щетки необходимо заменять. По мере изнашивания давление пружин на щетки уменьшается, и они могут неплотно прижиматься к поверхности коллектора. Менять нужно обе щетки и обязательно их притереть. Для этого вокруг коллектора обертывают шлифовальную шкурку абразивом вверх и, прижав к ней щетку, вручную поворачивают якорь то в одну, то в другую сторону.
Уход за коллекторами двигателей: а - притирание щеток; б -чистка коллектора
Вполне исправный коллектор имеет гладкую поверхность с равномерным желто-коричневым оттенком.
Если коллектор становится шероховатым и покрывается темными пятнами, его необходимо прочистить мелкой стеклянной шкуркой и отполировать чистой тряпкой.
Шкурку лучше всего укрепить на деревянном бруске. Пользоваться наждачной шкуркой в этом случае нельзя. Когда щетки работают нормально тогда на месте контакта с коллектором видно равномерное голубое искрение.
- Иногда бытовой электродвигатель плохо работает из-за перегрузки. Поэтому, не обнаружив при поверхностном осмотре двигателя явных неисправностей, нужно внимательно проверить тот механизм, который приводится в движение. Перегрузка может быть вызвана или работой совершаемой механизмом, или повышенным трением его деталей.
- От перегрузки в работе очень часто перегорают обмотки двигателя, что обнаруживается по характерному запаху горелой изоляции. Необходимо следить, чтобы механизмы были всегда смазаны и установлены без перекосов, а приводной ремень не был слишком туго натянут.
- Засорение охлаждающих (вентиляционных) каналов приводит к недопустимому нагреву электрической машины или отдельных ее частей.
- Обрыв проводников обмотки статора. Это приводит к несимметрии токов и быстрому нагреву одной из фаз в крайнем режиме -обрыв фазы, ротор не вращается или его частота вращения мала, наблюдается сильный шум и быстрый нагрев двигателя. Недопустимое снижение сопротивления изоляции. Может быть следствием сильного загрязнения изоляции, увлажнения и частичного разрушения, вызванных старением изоляции.
Анализ перечисленных выше неисправностей приводит к выводу, что причиной выхода из строя бытового электродвигателя может стать дефект, который не возможно выявить по результатам общего осмотра или технического обслуживания и ремонт его возможен только специалистом.
А здесь тоже интересные статьи:
Friend me:
Нет похожих статей.