«

»

Окт 25

Бытовые электродвигатели

устройство электродвигателяБытовые электродвигатели являются одной из основных частей современного профессионального и бытового инструмента, домашних машинах и прибо­рах.

В зависимости от назначения приборов и инструментов, различают  разнообразные конструкции бытовых  электродвигателей.

В холодильниках, стиральных машинах, проигрывателях, вентиляторах, устанавливаются  асинхронные электродвигатели (рис. 1, а). 

В электродрелях, пылесосах, электропилах кофемолках, и других машинах, где требуется большая частота вращения, используются несколько бо­лее сложные - коллекторные двигатели (рис. 1, б)

Рис. 1. Электродвигатели, применяе­мые в бытовых машинах: а — асинхрон­ные; б — коллекторные; 1 — статор; 2 — обмотки статора; 3 — подшипник; 4 — вал якоря; 5 — обмотка якоря; 6 — коллектор; 7 — щеткодержа­тель; 8 — щетка  

Одним из основных критерием выбора современного бытового прибора или электроинструмента,  в зависимости от объема планируемых работ и интенсивности нагрузок, является мощность электродвигателя,  которая  указывается в техпаспорте изделия и выбирается при  его покупке.

По большей части в современном электроинструменте находит применение коллекторный двигатель с последовательным включением обмоток. Но даже такой универсальный механизм нуждается в регулярном уходе и соблюдении правил эксплуатации.

Ниже приведены основные неисправности бытовых электродвигателей,которые позволяют  провести анализ, а также наметить пути  решения возникших проблем.

  • Чрезмерный шум и вибра­ция небольших бытовых  электродвигателей бы­товых машин может возникать по раз­ным причинам. Чаще всего это происхо­дит из-за износа подшипников или не­достаточной их смазки.
  • Если ось якоря шатается в подшипниках, это значит, что между ними слишком велик зазор, под­шипники следует заменить, иначе якорь может задеть обмотку статора.
  • Грохочу­щий шум в момент пуска электродвига­теля - верный признак износа подшип­ников, которые необходимо заменить.  При смазывании подшипников дви­гателей нужно применять смазочные материалы, рекомендуемые заводом – изготовителем бытовой машины. Если таковых нет, приходится смазывать близким заменителем, обычно это графитная смазка ГОСТ 6261-74 или «Шрус», руководствуясь соображениями вязкости смазки. Следует избегать чрезмерной смазки. Масло может попасть на коллекторные щетки и, цементируясь, замкнуть обмотки яко­ря. Поскольку смазочный материал при нагревании расширяется, не набивайте его в подшипники более чем на половину обоймы
  • Самое  уязвимое место в коллекторных двигателях - коллекторные щетки, которые быстро изнашиваются. Чрезмерное желтоватое искрение с одновременной потерей мощности дви­гателем говорит о плохом контакте ще­ток. Необходимо периодически осматривать щетки кол­лекторного двигателя. Вытаскивая их из гнезда, пометьте, какой стороной уста­навливать на место. Удаляйте грязь со щеткодержателей бензином или ацето­ном. Щетки должны свободно переме­щаться в держателях. При износе более чем на половину начальной высоты, щетки необходимо заменять. По мере изнашивания давление пружин на щетки уменьшается, и они могут неплотно при­жиматься к поверхности коллектора. Менять нужно обе щетки и обязательно их притереть. Для этого вокруг коллекто­ра обертывают шлифовальную шкурку абразивом вверх и, прижав к ней щетку, вручную поворачивают якорь то в одну, то в другую сторону. 

Уход за коллекторами двигате­лей: а - притирание щеток; б -чистка   коллектора

Вполне исправный коллектор имеет гладкую поверхность с равномерным желто-коричневым оттенком.

Если кол­лектор становится шероховатым и пок­рывается темными пятнами, его необходимо прочистить мелкой стеклянной шкуркой и отполи­ровать чистой тряпкой.

Шкурку лучше всего укрепить на деревянном бруске. Пользоваться наждачной шкуркой в этом случае нельзя. Когда щетки работают нор­мально тогда на месте контакта с коллекто­ром видно равномерное голубое искре­ние.

  • Иногда бытовой электродвигатель плохо работает из-за перегрузки. Поэтому, не обнаружив при поверхностном осмотре двигателя явных неисправностей, нужно внима­тельно проверить тот механизм, кото­рый приводится в движение. Перегрузка может быть вызвана или работой совер­шаемой механизмом, или повышенным трением его деталей.
  • От перегрузки в работе очень часто перегорают обмотки двигателя, что обнаруживается по харак­терному запаху горелой изоляции. Необ­ходимо следить, чтобы механизмы были всегда смазаны и установлены без пере­косов, а приводной ремень не был слиш­ком туго натянут.
  • Засорение охлаждающих (вентиляционных) каналов приводит к недопустимому нагреву электрической машины или отдельных ее частей.
  • Обрыв проводников обмотки статора. Это приводит к несимметрии токов и быстрому нагреву одной из фаз в крайнем режиме -обрыв фазы, ротор не вращается или его частота вращения мала, наблюдается сильный шум и быстрый нагрев двигателя. Недопустимое снижение сопротивления изоляции. Может быть следствием сильного загрязнения изоляции, увлажнения и частичного разрушения, вызванных старением изоляции.

Анализ перечисленных выше неисправностей приводит к выводу, что причиной выхода из строя бытового  электродвигателя может стать дефект, который не возможно выявить по результатам общего осмотра или технического обслуживания и ремонт его возможен только специалистом.      

Share this post for your friends:

Friend me:

Нет похожих статей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>